Блог о тьюторстве и подростках

Как помочь ребёнку развить самостоятельность?

«Мой ребёнок совсем не самостоятельный!» – нередко говорят мне родители на встрече-знакомстве.
Что за этим может стоять, если говорить о том, как мы коммуницируем с нашими детьми в семейной системе, я писал в другой статье блога.
В этой же статье я дам конкретные рекомендации для развития самостоятельности у ребёнка.

Примерно к 10-12 годам родители устают во всем контролировать ребёнка, делать за него вещи, которые он может сделать и сам.

И зачастую ожидают, что он, перехватив эстафету, резко станет самостоятельным и ответственным. Но достижение определённого возраста не означает автоматического обретения самостоятельности.

Что может мешать развитию самостоятельности подростка?

• Если раньше родители все решали за него: он был удобным, но не получил опыта принятия самостоятельных решений

• Поэтому ребенок не понимает, как подступиться к самостоятельным действиям — его этому никто не учил.

• Возможно, для него слишком велик тот кусок самостоятельности, который ему отдается.

Что же делать, чтобы помочь ребёнку постепенно начинать действовать самому?

Выставите границы и будьте последовательны

Выставление границы в данном случае, это сообщение ребёнку: «То, что ты можешь делать сам, я не буду делать за тебя». Если родителю «быстрее сделать самому», то ребенок не станет брать на себя ответственность. Зачем делать что-то, если мама в итоге не выдержит и сделает сама.

Будьте последовательны, и если вы что-то отдаёте ребёнку в самостоятельное действие, то отдавайте и не ждите быстрого и идеального результата. Маленький ребенок, конечно, будет завязывать шнурки дольше и не так аккуратно, как это делала мама.

Дайте увидеть наступление последствий

Если ребёнок отказывается выполнять свои обязанности, для него должны наступить логические последствия.

Не те, когда родители все-таки выполняют дела за него, а те, которые происходят от того, что их никто так и не выполнил. Не собрал рюкзак — пришёл в школу не готовым. Опоздал к ужину — разогрел и помыл посуду сам.

Это работает лучше наказаний, потому что от последствий не страдают отношения с родителями.

Передавать самостоятельность постепенно

Даже если дети ваших друзей убираются в комнате и делают домашку, не спешите требовать этого от своего ребенка. Возможно, для него такой объём самостоятельности пока недоступен, но если его немного уменьшить, то он справится.

Можно придерживаться следующей последовательности:

1️) Сначала показать, как что-то выполняется на собственном примере

2️) Затем дать ребенку помочь вам с выполнением дела

3️) Дать ребенку сделать самому с вашей помощью/контролем

4️) Дать выполнить действие самостоятельно

Продайте ребёнку самостоятельность, рассказав про её ценность

Не делайте из неё груз, ведь это здорово — не зависеть в своей жизни от других.

Например, устроившись на подработку, подросток может угостить ребят из важной для себя группы. Или просто позволить себе более разнообразный досуг, рассчитывая не только на деньги для карманных расходов от родителей

Поделите большой объём самостоятельности на зоны ответственности и небольшие шаги

Например: учёба в школе, домашка, быт, хобби, планы семьи и т.д.

Начинать лучше всего с развития самостоятельности в быту. Если нет этого — ждать остального не стоит.

Подростка может пугать количество усилий, которое нужно приложить, чтобы получить результат. Разбейте одно большое дело на несколько маленьких. Например, если ребёнок не знает, с чего начать писать реферат, сначала помогите ему определиться с темой и прописать содержание.

Замечайте и хвалите даже за самые маленькие успехи и сдвиги

Формируйте положительный образ ребенка в его собственных глазах. Для этого используйте не просто похвалу «молодец» или «умница», а развернуто говорите, какое поведение вам нравится: «Вижу, сегодня ты вовремя сделал уроки», «Как аккуратно ты сложил свои вещи в шкаф».

Уверенность в своих силах — лучший друг самостоятельности. Помогая подростку увидеть в самом себе лучшие черты и сильные стороны, вы укрепляете его веру в то, что он может сделать следующий шаг и двинуться дальше.

Навык принимать своих решений с опорой на себя ребята развивают в совместной работе со мной как с тьютором. Например, когда мы работаем над выбором кружков, профильного класса или профессии. Я помогаю им увидеть, как выглядит процесс принятия решения, и на что можно опираться при собственном выборе.

О том, что еще поможет родителям лучше понять своего ребёнка и помочь ему разобраться с важными подростковыми вопросами, пишу у себя в телеграм-канале.
Если вашему ребёнка нужна поддержка в вопросах выбора профессии после школы, поиска учебной мотивации или устойчивых интересов для проб и экспериментов — давайте знакомиться.

Оставьте заявку на бесплатную встречу-знакомство на моём сайте.

На 30-минутном звонке:

1️⃣ Мы обсудим вашу ситуацию, и я расскажу, как будет проходить работа

2️⃣ Отвечу на ваши вопросы

3️⃣ Вы получите персональную пользу под вашу ситуацию уже на встрече
Самостоятельность
Made on
Tilda