Как ребенку выбрать профессию и почему это трудно?
Выбор профессии для подростка и семьи — важное решение. Переучиваться после 4-5 лет обучения на не подходящей специальности всегда сложнее:
меньше свободного времени
образование уже не бесплатное
меньше пространства для проб деятельности
Так было у меня. Я поступил на исторический факультет, считая, что интерес и успехи в предмете = интересная профессия. Плюс мир профессий я знал очень мало, поэтому и выбора как такового не совершал.
В итоге историком я не стал, и пришлось искать себя в менее располагающих для этого обстоятельствах.
Определенность в вопросе «кем быть после школы» — важна для подростка!
Если её нет, ребёнок сталкивается с сильной тревогой и стрессом. А они блокируют действия. Поэтому у него не получается активно готовиться к экзаменам, вкладываться в учебу, нет уверенности в себе.
Имея же ясное решение, кем быть, действовать легче:
1️⃣ выбрать предметы и учиться, даже если нужно нагонять материал.
2️⃣ выбирать колледж или вуз тоже проще, ведь ясно, на что именно нужно обратить внимание.
У ребёнка останется больше времени на практические пробы: кружки, тематические лагеря, онлайн-курсы. Все это поможет пощупать профессию и проверить свои гипотезы.
Тогда не придётся поступать за компанию с друзьям, или опираясь на хорошие оценки по предметам.
Это чаще всего не равно интересной и практичной для подростка профессии.
Далее в статье рассказываю об основных трудностях, которые я вижу у ребят при работе над выбором первой профессии.
Мало знаний про себя
Ребенок не знает себя: интересов, способностей, ближних целей, мотивов, желаний и т.д.
Часто это следствие того, что ребенок мало пробовал или соглашался со всем, что ему предлагали. Он не понимает, на что опираться при принятии решения. И на любой вариант профессии скорее скажет «может да, а может нет».
Подросток не видит в них себя, а значит не имеет энергий для действий: подготовки к экзаменам, проб, дополнительного обучения. Требовать от подростка самоопределения в такой ситуации — значит ждать абстрактного выбора на пустом месте.
Попробуйте с ребенком следующую технику.
Месяц выделять15 минут в день на замечание и сбор того, что мне интересно, что получается, что дает энергию, что откликается, как важная ценность.
Вы увидите, как много даже за один месяц ребенок узнает про себя, и тогда сделать выбор будет гораздо проще.
Слабо развитая самостоятельность и инициативность
Часто из-за того, что подросток все время на кого-то опирался: следовал советам учителей или тому, что хотели от него родители.
Или было слишком много того, что «надо». На свое же «хочу», понимание которого и тянет за собой инициативу и самоходность, не оставалось времени и пространства.
В результате ребенку сложно, а зачастую и страшно самоопределяться. Он боится рисковать, ему трудно действовать без указаний со стороны.
Мало знаний про профессии и рынок труда
Как-то я работал с подростком, который был уверен, что может выбирать только из двух профессий: инженер и врач. И да, это были профессии его родителей :)
В основном дети знают профессии, которые на слуху или есть в их повседневности. Представления о том, чем конкретно занимаются специалисты, очень поверхностны, а порой неправдоподобны.
Поэтому даже когда ребенок что-то про себя знает, ему сложно определяться — нет понимания пула профессий, которые подходят его личности.
Помогайте ребёнку знакомиться с миром профессии и узнавать, что вообще там есть.
Можно ходить на мастер-классы, где ребенок примерит на себя профессию через деятельность
Смотрите и обсуждайте художественные и документальные фильмы о представителях профессий
Объясняйте детям, кем вы работаете и что делаете. Кем работают все родственники.
Водить к себе на работу, если возможно и показывайте процесс. 80% подростков сейчас под словом работа понимают сидения в телефоне или из-за компьютером.
Потеря опор в своей истории успеха
Ребенок не может заметить и опереться на то, что уже было в его жизни. Или он обесценивает и не считает значимым прошлый опыт.
Нередко мои тьюторанты считали, что у них нет достижений, которыми можно гордиться или то, что было – ерунда и так может каждый. Тогда сложно заметить и свои способности, которые помогали справиться с трудностями или достичь значимой цели.
Без умения пользоваться своей историей достижений и опираться на нее самоопределяться сильно сложнее. Потому что не получается опереться на то, что у меня уже получалось, и заметить, где этот опыт может быть востребован.
Свою историю достижений и навыков, которые помогли их добиться, мы с подростками собираем в процессе нашей работы.
В семье есть сопротивление самоопределению
Это ситуация, когда в моей практике родители говорили, что они только за, чтобы ребенок выбирал то, что хочет сам. Но в реальности получалось так, что выбирать ребенок может, что хочет, но выбрать должен вариант, который практичным считают родители.
В работе я часто помогаю ребенку заметить: почему сложно выбирать, в чем помеха? Через исследование того, а как ребенок выбирал раньше, как на этот выбор реагировали значимые люди.
Если пространства для выбора у ребенка было мало, то самоопределяться сложнее.
О том, что еще поможет родителям лучше понять своего ребёнка и помочь ему разобраться с важными подростковыми вопросами, пишу у себя в телеграм-канале.
Если вашему ребёнка нужна поддержка в вопросах выбора профессии после школы — давайте знакомиться.
Оставьте заявку на бесплатную встречу-знакомство на моём сайте.
На 30-минутном звонке:
1️⃣ Мы обсудим вашу ситуацию, и я расскажу, как будет проходить работа
2️⃣ Отвечу на ваши вопросы
3️⃣ Вы получите персональную пользу под вашу ситуацию уже на встрече