Блог о тьюторстве и подростках

Как ребенку выбрать профессию и почему это трудно?

Выбор профессии для подростка и семьи — важное решение. Переучиваться после 4-5 лет обучения на не подходящей специальности всегда сложнее:

  • меньше свободного времени
  • образование уже не бесплатное
  • меньше пространства для проб деятельности

Так было у меня. Я поступил на исторический факультет, считая, что интерес и успехи в предмете = интересная профессия. Плюс мир профессий я знал очень мало, поэтому и выбора как такового не совершал.

В итоге историком я не стал, и пришлось искать себя в менее располагающих для этого обстоятельствах.

Определенность в вопросе «кем быть после школы» — важна для подростка!

Если её нет, ребёнок сталкивается с сильной тревогой и стрессом. А они блокируют действия. Поэтому у него не получается активно готовиться к экзаменам, вкладываться в учебу, нет уверенности в себе.
Имея же ясное решение, кем быть, действовать легче:

1️⃣ выбрать предметы и учиться, даже если нужно нагонять материал.

2️⃣ выбирать колледж или вуз тоже проще, ведь ясно, на что именно нужно обратить внимание.
У ребёнка останется больше времени на практические пробы: кружки, тематические лагеря, онлайн-курсы. Все это поможет пощупать профессию и проверить свои гипотезы.
Тогда не придётся поступать за компанию с друзьям, или опираясь на хорошие оценки по предметам.

Это чаще всего не равно интересной и практичной для подростка профессии.

Далее в статье рассказываю об основных трудностях, которые я вижу у ребят при работе над выбором первой профессии.

Мало знаний про себя

Ребенок не знает себя: интересов, способностей, ближних целей, мотивов, желаний и т.д.

Часто это следствие того, что ребенок мало пробовал или соглашался со всем, что ему предлагали. Он не понимает, на что опираться при принятии решения. И на любой вариант профессии скорее скажет «может да, а может нет».

Подросток не видит в них себя, а значит не имеет энергий для действий: подготовки к экзаменам, проб, дополнительного обучения. Требовать от подростка самоопределения в такой ситуации — значит ждать абстрактного выбора на пустом месте.
Попробуйте с ребенком следующую технику.

Месяц выделять15 минут в день на замечание и сбор того, что мне интересно, что получается, что дает энергию, что откликается, как важная ценность.

Вы увидите, как много даже за один месяц ребенок узнает про себя, и тогда сделать выбор будет гораздо проще.

Слабо развитая самостоятельность и инициативность

Часто из-за того, что подросток все время на кого-то опирался: следовал советам учителей или тому, что хотели от него родители.

Или было слишком много того, что «надо». На свое же «хочу», понимание которого и тянет за собой инициативу и самоходность, не оставалось времени и пространства.

В результате ребенку сложно, а зачастую и страшно самоопределяться. Он боится рисковать, ему трудно действовать без указаний со стороны.

Мало знаний про профессии и рынок труда

Как-то я работал с подростком, который был уверен, что может выбирать только из двух профессий: инженер и врач. И да, это были профессии его родителей :)

В основном дети знают профессии, которые на слуху или есть в их повседневности. Представления о том, чем конкретно занимаются специалисты, очень поверхностны, а порой неправдоподобны.

Поэтому даже когда ребенок что-то про себя знает, ему сложно определяться — нет понимания пула профессий, которые подходят его личности.
Помогайте ребёнку знакомиться с миром профессии и узнавать, что вообще там есть.

  • Можно ходить на мастер-классы, где ребенок примерит на себя профессию через деятельность
  • Смотрите и обсуждайте художественные и документальные фильмы о представителях профессий
  • Объясняйте детям, кем вы работаете и что делаете. Кем работают все родственники.
  • Водить к себе на работу, если возможно и показывайте процесс. 80% подростков сейчас под словом работа понимают сидения в телефоне или из-за компьютером.

Потеря опор в своей истории успеха

Ребенок не может заметить и опереться на то, что уже было в его жизни. Или он обесценивает и не считает значимым прошлый опыт.

Нередко мои тьюторанты считали, что у них нет достижений, которыми можно гордиться или то, что было – ерунда и так может каждый. Тогда сложно заметить и свои способности, которые помогали справиться с трудностями или достичь значимой цели.

Без умения пользоваться своей историей достижений и опираться на нее самоопределяться сильно сложнее. Потому что не получается опереться на то, что у меня уже получалось, и заметить, где этот опыт может быть востребован.
Свою историю достижений и навыков, которые помогли их добиться, мы с подростками собираем в процессе нашей работы.

В семье есть сопротивление самоопределению

Это ситуация, когда в моей практике родители говорили, что они только за, чтобы ребенок выбирал то, что хочет сам. Но в реальности получалось так, что выбирать ребенок может, что хочет, но выбрать должен вариант, который практичным считают родители.

В работе я часто помогаю ребенку заметить: почему сложно выбирать, в чем помеха? Через исследование того, а как ребенок выбирал раньше, как на этот выбор реагировали значимые люди.

Если пространства для выбора у ребенка было мало, то самоопределяться сложнее.

О том, что еще поможет родителям лучше понять своего ребёнка и помочь ему разобраться с важными подростковыми вопросами, пишу у себя в телеграм-канале.
Если вашему ребёнка нужна поддержка в вопросах выбора профессии после школы — давайте знакомиться.

Оставьте заявку на бесплатную встречу-знакомство на моём сайте.

На 30-минутном звонке:

1️⃣ Мы обсудим вашу ситуацию, и я расскажу, как будет проходить работа

2️⃣ Отвечу на ваши вопросы

3️⃣ Вы получите персональную пользу под вашу ситуацию уже на встрече
Выбор профессии
Made on
Tilda