Выбор профессии для подростка и семьи — важное решение. Переучиваться после 4-5 лет обучения на не подходящей специальности всегда сложнее:
Так было у меня. Я поступил на исторический факультет, считая, что интерес и успехи в предмете = интересная профессия. Плюс мир профессий я знал очень мало, поэтому и выбора как такового не совершал.
В итоге историком я не стал, и пришлось искать себя в менее располагающих для этого обстоятельствах.
- меньше свободного времени
- образование уже не бесплатное
- меньше пространства для проб деятельности
Так было у меня. Я поступил на исторический факультет, считая, что интерес и успехи в предмете = интересная профессия. Плюс мир профессий я знал очень мало, поэтому и выбора как такового не совершал.
В итоге историком я не стал, и пришлось искать себя в менее располагающих для этого обстоятельствах.
Определенность в вопросе «кем быть после школы» — важна для подростка!
Если её нет, ребёнок сталкивается с сильной тревогой и стрессом. А они блокируют действия. Поэтому у него не получается активно готовиться к экзаменам, вкладываться в учебу, нет уверенности в себе.
Имея же ясное решение, кем быть, действовать легче:
1️⃣ выбрать предметы и учиться, даже если нужно нагонять материал.
2️⃣ выбирать колледж или вуз тоже проще, ведь ясно, на что именно нужно обратить внимание.
1️⃣ выбрать предметы и учиться, даже если нужно нагонять материал.
2️⃣ выбирать колледж или вуз тоже проще, ведь ясно, на что именно нужно обратить внимание.
У ребёнка останется больше времени на практические пробы: кружки, тематические лагеря, онлайн-курсы. Все это поможет пощупать профессию и проверить свои гипотезы.
Тогда не придётся поступать за компанию с друзьям, или опираясь на хорошие оценки по предметам.
Это чаще всего не равно интересной и практичной для подростка профессии.
Далее в статье рассказываю об основных трудностях, которые я вижу у ребят при работе над выбором первой профессии.
Это чаще всего не равно интересной и практичной для подростка профессии.
Далее в статье рассказываю об основных трудностях, которые я вижу у ребят при работе над выбором первой профессии.

Мало знаний про себя
Ребенок не знает себя: интересов, способностей, ближних целей, мотивов, желаний и т.д.
Часто это следствие того, что ребенок мало пробовал или соглашался со всем, что ему предлагали. Он не понимает, на что опираться при принятии решения. И на любой вариант профессии скорее скажет «может да, а может нет».
Подросток не видит в них себя, а значит не имеет энергий для действий: подготовки к экзаменам, проб, дополнительного обучения. Требовать от подростка самоопределения в такой ситуации — значит ждать абстрактного выбора на пустом месте.
Часто это следствие того, что ребенок мало пробовал или соглашался со всем, что ему предлагали. Он не понимает, на что опираться при принятии решения. И на любой вариант профессии скорее скажет «может да, а может нет».
Подросток не видит в них себя, а значит не имеет энергий для действий: подготовки к экзаменам, проб, дополнительного обучения. Требовать от подростка самоопределения в такой ситуации — значит ждать абстрактного выбора на пустом месте.
Попробуйте с ребенком следующую технику.
Месяц выделять15 минут в день на замечание и сбор того, что мне интересно, что получается, что дает энергию, что откликается, как важная ценность.
Вы увидите, как много даже за один месяц ребенок узнает про себя, и тогда сделать выбор будет гораздо проще.
Месяц выделять15 минут в день на замечание и сбор того, что мне интересно, что получается, что дает энергию, что откликается, как важная ценность.
Вы увидите, как много даже за один месяц ребенок узнает про себя, и тогда сделать выбор будет гораздо проще.
Слабо развитая самостоятельность и инициативность
Часто из-за того, что подросток все время на кого-то опирался: следовал советам учителей или тому, что хотели от него родители.
Или было слишком много того, что «надо». На свое же «хочу», понимание которого и тянет за собой инициативу и самоходность, не оставалось времени и пространства.
В результате ребенку сложно, а зачастую и страшно самоопределяться. Он боится рисковать, ему трудно действовать без указаний со стороны.
Или было слишком много того, что «надо». На свое же «хочу», понимание которого и тянет за собой инициативу и самоходность, не оставалось времени и пространства.
В результате ребенку сложно, а зачастую и страшно самоопределяться. Он боится рисковать, ему трудно действовать без указаний со стороны.
Мало знаний про профессии и рынок труда
Как-то я работал с подростком, который был уверен, что может выбирать только из двух профессий: инженер и врач. И да, это были профессии его родителей :)
В основном дети знают профессии, которые на слуху или есть в их повседневности. Представления о том, чем конкретно занимаются специалисты, очень поверхностны, а порой неправдоподобны.
Поэтому даже когда ребенок что-то про себя знает, ему сложно определяться — нет понимания пула профессий, которые подходят его личности.
В основном дети знают профессии, которые на слуху или есть в их повседневности. Представления о том, чем конкретно занимаются специалисты, очень поверхностны, а порой неправдоподобны.
Поэтому даже когда ребенок что-то про себя знает, ему сложно определяться — нет понимания пула профессий, которые подходят его личности.
Помогайте ребёнку знакомиться с миром профессии и узнавать, что вообще там есть.
- Можно ходить на мастер-классы, где ребенок примерит на себя профессию через деятельность
- Смотрите и обсуждайте художественные и документальные фильмы о представителях профессий
- Объясняйте детям, кем вы работаете и что делаете. Кем работают все родственники.
- Водить к себе на работу, если возможно и показывайте процесс. 80% подростков сейчас под словом работа понимают сидения в телефоне или из-за компьютером.
Потеря опор в своей истории успеха
Ребенок не может заметить и опереться на то, что уже было в его жизни. Или он обесценивает и не считает значимым прошлый опыт.
Нередко мои тьюторанты считали, что у них нет достижений, которыми можно гордиться или то, что было – ерунда и так может каждый. Тогда сложно заметить и свои способности, которые помогали справиться с трудностями или достичь значимой цели.
Без умения пользоваться своей историей достижений и опираться на нее самоопределяться сильно сложнее. Потому что не получается опереться на то, что у меня уже получалось, и заметить, где этот опыт может быть востребован.
Нередко мои тьюторанты считали, что у них нет достижений, которыми можно гордиться или то, что было – ерунда и так может каждый. Тогда сложно заметить и свои способности, которые помогали справиться с трудностями или достичь значимой цели.
Без умения пользоваться своей историей достижений и опираться на нее самоопределяться сильно сложнее. Потому что не получается опереться на то, что у меня уже получалось, и заметить, где этот опыт может быть востребован.
Свою историю достижений и навыков, которые помогли их добиться, мы с подростками собираем в процессе нашей работы.
В семье есть сопротивление самоопределению
Это ситуация, когда в моей практике родители говорили, что они только за, чтобы ребенок выбирал то, что хочет сам. Но в реальности получалось так, что выбирать ребенок может, что хочет, но выбрать должен вариант, который практичным считают родители.
В работе я часто помогаю ребенку заметить: почему сложно выбирать, в чем помеха? Через исследование того, а как ребенок выбирал раньше, как на этот выбор реагировали значимые люди.
Если пространства для выбора у ребенка было мало, то самоопределяться сложнее.
В работе я часто помогаю ребенку заметить: почему сложно выбирать, в чем помеха? Через исследование того, а как ребенок выбирал раньше, как на этот выбор реагировали значимые люди.
Если пространства для выбора у ребенка было мало, то самоопределяться сложнее.
О том, что еще поможет родителям лучше понять своего ребёнка и помочь ему разобраться с важными подростковыми вопросами, пишу у себя в телеграм-канале.
Если вашему ребёнка нужна поддержка в вопросах выбора профессии после школы — давайте знакомиться.
Оставьте заявку на бесплатную встречу-знакомство на моём сайте.
На 30-минутном звонке:
1️⃣ Мы обсудим вашу ситуацию, и я расскажу, как будет проходить работа
2️⃣ Отвечу на ваши вопросы
3️⃣ Вы получите персональную пользу под вашу ситуацию уже на встрече
Оставьте заявку на бесплатную встречу-знакомство на моём сайте.
На 30-минутном звонке:
1️⃣ Мы обсудим вашу ситуацию, и я расскажу, как будет проходить работа
2️⃣ Отвечу на ваши вопросы
3️⃣ Вы получите персональную пользу под вашу ситуацию уже на встрече