Блог о тьюторстве и подростках

Как помочь ребёнку быть автором своей жизни?

Каждый родитель хочет, чтобы его ребёнок был уверенным в завтрашнем дне и мог справиться с любыми вызовами. Однако традиционные подходы, которые работали в прошлом, часто не отвечают требованиям современности.
  • Как понять, какие навыки действительно важны для будущего ребёнка?
  • На чем сфокусироваться родителям, чтобы он умел принимать решения, опираясь на себя, а не на ожидания других?
В статье поговорим о том, почему важно говорить с детьми о них самих, и как поддерживать умение быть автором своей жизни.

Что поможет ребёнку быть устойчивым в любых обстоятельствах?

Зачастую родители держатся за модель образования, которая давала результаты в их время. И это вполне понятно и даже естественно. Им тревожно от того, что не ясно, как подготовить детей к жизни в неопределенности, чему их учить. Хочется, чтобы было понятно, стабильно, чтобы уже сейчас выбрать то, что поможет устроить всю дальнейшую жизнь. Но, увы, так сегодня не работает.

Хорошая новость в том, что это не особенности каких-то отдельных родителей или даже страны — это реальность во всем мире.

В этом смысле важно себе посочувствовать и себя успокоить. Не знать, чему сегодня учить ребенка — это нормально. Этого никто не знает.

Но следом, на мой взгляд, стоит задать себе вопросы:

• все-таки, на что в этой ситуации можно опереться?

• есть ли что-то, что будет устойчиво и актуально при любом варианте?
Думаю, что такие вещи есть. Я бы определил их как:

1. умение быть в контакте с собой, понимать/знать себя;

2. принимать образовательные и жизненные решения, опираясь на знание своих интересов, способностей, ценностей.
Если ребёнок знает:

• что для него важно, а что нет

• что он может и что ему интересно, а где будет мучиться, потому что это вообще не про него

То он не будет объектом манипуляций и навязанных мнений в перегруженном информацией мире.

Тогда у него есть опора в принятии решений. Не на то, что кто-то сказал, не на то, что сейчас все делают. А на то, что соответствует моим жизненным приоритетам: тому, какой я и какой я хочу видеть свою жизнь.
Чем здорово такое знание себя, своих ценностей и смыслов?
Например, когда мне скажут: «ты что даже не читал эту книгу?». Я не начну придумывать, что я ее читал или не побегу ее искать и читать. Я спрошу себя: «И что, что я не читал эту книгу? Я хочу её почитать? Мне это важно? Или я уделю время тому, что мне важнее, а книгу попрошу мне пересказать друга, который ее читал».
То есть, я принимаю решения и делаю выбор, опираясь на себя и не поддаваясь требованиям момента или мнению окружающих. Это улучшит устойчивость ребенка в любом мире, что бы там ни происходило. Знать и понимать себя, принимать решения, опираясь на эти знания.

Как помочь ребенку развивать авторскую позицию в жизни?

Для этого важно, чтобы об этом с детьми разговаривали там, где они проводят бОльшую часть времени — в семье и в школе.

Но на деле с ними мало говорят про них самих и актуальные для них смыслы. Чаще их учат, оценивают, говорят, какими им надо быть. Они много слушают, в чем они не правы и что должны сделать.
«Хватит заниматься ерундой, ты не организованный, сделай что-нибудь полезное».
Детям трудно в оценивании. В том числе прислушаться к себе, когда нужно разобраться со множеством рекомендаций со стороны.
С ребёнком редко говорят о нём, приглашая занять субъектную позицию.
«Давай посмотрим, что вообще у тебя хорошо получается, а что трудно дается. Какие твои сильные/слабые стороны?

А когда с этим разберемся, что ты с этим сделаешь и как будешь использовать? Что бы ты сам хотел изменить, а с чем тебе нормально? Какие усилия для этого нужно приложить и стоит ли оно того?»
Это не про то, когда мы начинаем оценивать способности ребенка, если у него, например, не получается с алгеброй.

А когда мы ему говорим:
«давай подумаем, с чем связаны твои трудности? Они относятся к тебе и ты можешь на них повлиять? Или ты не понимаешь объяснения своего учителя и можно сказать ему об этом? И тебе вообще важно разобраться с этим предметом или он тебе не важен и можно сделать минимум необходимого по программе?»
Вместо этого дети часто слышат оценочные суждения, и у них совершенно не спрашивают, что они сами думают про свою ситуацию. Что и зачем хотели бы в себе улучшить, а что их устраивает. Какую картинку своего будущего они видят, и что нужно делать сейчас, чтобы приблизиться к ней, а от чего можно отказаться.

В результате ребёнок не может резко занять субъектную позицию и, например, выбрать вуз и профессию. Зачастую трудности возникают с куда менее сложными выборами, например, своих интересов.
Важно показать ребенку, как можно думать о себе и своей ситуации.
Школе этого, на мой взгляд, сильно не хватает. Родителям это далеко не всегда просто сделать, потому что они эмоционально вовлечены в ситуацию ребенка. Да и родитель не педагог, его задача, как сказала одна из моих клиенток — любить ребенка.

Подписывайтесь на мой телеграм-канал, где ещё больше полезных материалов для родителей о подростках, современном образовании и работе тьютора.
Если вам откликаются идеи статьи, и вашему ребёнка нужна поддержка в вопросах выбора профессии после школы, поиска учебной мотивации или устойчивых интересов для проб и экспериментов — давайте знакомиться.

Оставьте заявку на бесплатную встречу-знакомство на моём сайте.

На 30-минутном звонке:

1️⃣ Мы обсудим вашу ситуацию, и я расскажу, как будет проходить работа

2️⃣ Отвечу на ваши вопросы

3️⃣ Вы получите персональную пользу под вашу ситуацию уже на встрече
Навыки будущего
Made on
Tilda