Здравствуйте! Меня зовут Игорь Анучин, и я тьютор для детей и подростков. Работаю с детьми с 2013 года и 4 года в частной тьюторской практике.
Профессия тьютора окутана массой трактовок и мифов. Давайте в этой статье разберемся, кто же такой тьютор и чем он полезен ребёнку. Я дам свою версию ответа на эти вопросы.
Чем вызвана актуальность тьюторской профессии?
Для начала перечислю несколько фактов нашей и жизни наших детей, которые обуславливают появление и актуальность профессии тьютора для работы с образовательной ситуацией детей и подростков.
Факт № 1
Мир меняется с невероятной скоростью. Устаревают не только профессии, но и образовательные стратегии, ранее казавшиеся естественными и не вызывавшие вопросов.
Современный родитель (и это нормальное) часто растерян — помимо гаджетов и онлайн-обучения современные дети пройдут принципиально иной образовательный путь. Сейчас диплом не гарантирует трудоустройство, вузы не успевают адаптировать программы под меняющиеся технологии и запросы рынка труда.
Вопрос: чему учить и к чему готовить детей? И как сделать так, чтобы они сами определяли, что нужно им для успеха в жизни и учились этому?
Факт № 2
Наш мир перенасыщен информацией и советами, что нужно прочитать, посмотреть, сделать. Особенную практичность приобретает навык опоры на себя в принимаемых решениях, расстановке своих приоритетов. Это умение остановиться и не бежать вместе со всеми: спросить себя, а что важно мне, чего хочу я? Умение проживать, свою жизнь — способность, которая развивается и тренируется.
Вопрос: как это делать и тренировать этот навык у подростка?
Факт № 3
Лень — инструмент здоровой саморегуляции организма, обратная связь на то, в какой ситуации оказался ребёнок. За ней может скрываться:
• реальная трудность, которую непонятно, как преодолеть
• потеря своего смысла, когда ребёнок живёт по целям и желаниям окружающих
• страх совершить ошибку и снова услышать, что со мной что-то не так
Вопрос: Как помочь ребёнку преодолеть все это и выйти в самостоятельность, самодвижение на своих смыслах и интересах?
Факт № 1
Мир меняется с невероятной скоростью. Устаревают не только профессии, но и образовательные стратегии, ранее казавшиеся естественными и не вызывавшие вопросов.
Современный родитель (и это нормальное) часто растерян — помимо гаджетов и онлайн-обучения современные дети пройдут принципиально иной образовательный путь. Сейчас диплом не гарантирует трудоустройство, вузы не успевают адаптировать программы под меняющиеся технологии и запросы рынка труда.
Вопрос: чему учить и к чему готовить детей? И как сделать так, чтобы они сами определяли, что нужно им для успеха в жизни и учились этому?
Факт № 2
Наш мир перенасыщен информацией и советами, что нужно прочитать, посмотреть, сделать. Особенную практичность приобретает навык опоры на себя в принимаемых решениях, расстановке своих приоритетов. Это умение остановиться и не бежать вместе со всеми: спросить себя, а что важно мне, чего хочу я? Умение проживать, свою жизнь — способность, которая развивается и тренируется.
Вопрос: как это делать и тренировать этот навык у подростка?
Факт № 3
Лень — инструмент здоровой саморегуляции организма, обратная связь на то, в какой ситуации оказался ребёнок. За ней может скрываться:
• реальная трудность, которую непонятно, как преодолеть
• потеря своего смысла, когда ребёнок живёт по целям и желаниям окружающих
• страх совершить ошибку и снова услышать, что со мной что-то не так
Вопрос: Как помочь ребёнку преодолеть все это и выйти в самостоятельность, самодвижение на своих смыслах и интересах?

И тут появляется тьютор. Так что же это за профессионал и с чем он работает?
Тьютор — это специалист, основной зоной внимание которого является:
С какими вопросами чаще всего ко мне приходят родители?
- самоопределение, т. е. принятия разных образовательных решений через развитие ребёнком представлений о себе (ответ на вопрос № 1);
- развития субъектности подростка, т. е. авторского отношения к своей жизни (ответ на вопрос № 2);
- работа с образовательной и профессиональной ситуацией ребёнка — как, чему и зачем, у кого учиться, чтобы цели были ясные, а мотивация держалась. Например, для выбора профессии, смены школы, класса или поступления в вуз (ответ на вопрос № 3).
С какими вопросами чаще всего ко мне приходят родители?
- Выбор профессии и колледжа/вуза для подростка или студента.
- Сопровождение при смене школы или выборе профильного класса.
- У ребёнка снижена учебная мотивация. Он не понимает, зачем учиться в школе.
- Помочь с поиском устойчивых интересов. Или с выбором тех, в которые вкладываться для будущего.
- Помочь наладить общение со сверстниками, найти друзей через интересы и склонности ребёнка.
Узнали ситуацию своего ребёнка в одном или нескольких пунктах? Записывайтесь на бесплатную встречу-знакомство, чтобы сделать первый шаг к желаемым изменениям.
В чем ценность работы с тьютором?
Самопознание для принятия решений в образовании
Главная ценность работы тьютора в том, что он помогает ребёнку достичь личной ясности про себя.
Тьютор через упражнение, диалог и рефлексию опыта помогает ребёнку заметить и присвоить знания про себя:
Когда ребёнок больше про себя понимает — разные решения в образовании для него становятся ясными:
Тьютор через упражнение, диалог и рефлексию опыта помогает ребёнку заметить и присвоить знания про себя:
- какие его интересы, способности, достижения, ценности;
- что ему важно и что даёт энергию для действий;
- каким он хочет видеть своё будущее и каковы тогда его текущие образовательные приоритеты.
Когда ребёнок больше про себя понимает — разные решения в образовании для него становятся ясными:
- какая профессия мне подходит
- на какие предметы в школе сделать упор
- какие кружки выбрать
- в какой профильный класс пойти
Индивидуализация образования
Знать себя и свои образовательные приоритеты только пол дела.
Ведь дальше ребёнок приходит в школу, где у всех одно расписание, все учатся одинаково и одинаковому. И когда он понял, что половина из того, что в школе есть ему не нужно. А нужно то, чего здесь нет. Как тогда ему двигаться и действовать?
Разобраться с этим тоже поможет тьютор. Поможет ребёнку составить и реализовывать индивидуальный образовательный маршрут.
С учетом имеющихся у подростка ресурсов: школа, дополнительное образование, библиотеки, музеи, детские лагеря, образовательные поездки и любые другие места, где сейчас случается образование.
Тьютор поможет навигироваться среди этих возможностей. Обеспечить максимальное отклонение от формальной, стандартной образовательной программы. Чтобы ребёнок учился тому, что учитывает его цели и приоритеты.
Ведь дальше ребёнок приходит в школу, где у всех одно расписание, все учатся одинаково и одинаковому. И когда он понял, что половина из того, что в школе есть ему не нужно. А нужно то, чего здесь нет. Как тогда ему двигаться и действовать?
Разобраться с этим тоже поможет тьютор. Поможет ребёнку составить и реализовывать индивидуальный образовательный маршрут.
С учетом имеющихся у подростка ресурсов: школа, дополнительное образование, библиотеки, музеи, детские лагеря, образовательные поездки и любые другие места, где сейчас случается образование.
Тьютор поможет навигироваться среди этих возможностей. Обеспечить максимальное отклонение от формальной, стандартной образовательной программы. Чтобы ребёнок учился тому, что учитывает его цели и приоритеты.

Выход в самообразование
Обучение (то, что происходит в школе) — совместная деятельность ученика и педагога, то есть передача знаний от одного к другому. Здесь акцент на том, что делает учитель, на тех знаниях, которые он считает важным передать ребёнку.
Тьютор в отличие от учителя сопровождает процесс учения — то есть все, что относится к действиям, которые предпринимает сам ученик, чтобы развить свои навыки, знания и способности. Здесь акцент на том, что нужно ученику, что делает он.
И вот выход в самообразование — это поле работы тьютора.
В самообразовании появляются вызовы: по самоорганизации, настойчивости, целеустремлённости. И развивать эти качества удаётся тогда, когда ребёнку удаётся найти свой смысл и построить свой замысел: как, чему и для чего учиться.
Этим смыслы тьютор помогает ребенку обнаруживать, достраивать и действовать на их основе.
Чужие замыслы (родителей, учителей) реализовывать всегда тяжелей. Когда ребенок чувствует, что он живет по чьим-то целям — двигаться ему сложно, энергии для действий не случается.
Тьютор в отличие от учителя сопровождает процесс учения — то есть все, что относится к действиям, которые предпринимает сам ученик, чтобы развить свои навыки, знания и способности. Здесь акцент на том, что нужно ученику, что делает он.
И вот выход в самообразование — это поле работы тьютора.
В самообразовании появляются вызовы: по самоорганизации, настойчивости, целеустремлённости. И развивать эти качества удаётся тогда, когда ребёнку удаётся найти свой смысл и построить свой замысел: как, чему и для чего учиться.
Этим смыслы тьютор помогает ребенку обнаруживать, достраивать и действовать на их основе.
Чужие замыслы (родителей, учителей) реализовывать всегда тяжелей. Когда ребенок чувствует, что он живет по чьим-то целям — двигаться ему сложно, энергии для действий не случается.
Работа с учебной мотивацией
Нередко родители обращаются ко мне, когда ребенок теряет смысл в учебе и деятельности. У него не получается быть успешным в образовании, радоваться учебе. А хочется, чтобы он ходил в школу с интересом, учился инициативно.
Почему так происходит?
Детям не хватает понимание смысла «зачем это именно мне?», чтобы появилась энергия и желание преодолевать учебные трудности.
Чем в этой ситуации может помочь тьютор?
Проделать работу, благодаря которой ребенок перейдет за границу школы.
Чтобы мотивация строилась не на стремлении сдать экзамены или получить хорошие оценки, а примерно так: «У меня есть образ, что мне в жизни важно и интересно, и поэтому я знаю, что мне нужно взять от школы».
Как только ребёнок в воображении переходит от школы к мыслям про свои интересы, цели и мечты его мотивация вырастает в разы.
Почему так происходит?
Детям не хватает понимание смысла «зачем это именно мне?», чтобы появилась энергия и желание преодолевать учебные трудности.
Чем в этой ситуации может помочь тьютор?
Проделать работу, благодаря которой ребенок перейдет за границу школы.
Чтобы мотивация строилась не на стремлении сдать экзамены или получить хорошие оценки, а примерно так: «У меня есть образ, что мне в жизни важно и интересно, и поэтому я знаю, что мне нужно взять от школы».
Как только ребёнок в воображении переходит от школы к мыслям про свои интересы, цели и мечты его мотивация вырастает в разы.
Развитие навыков рефлексии
Тьютор помогает ребёнку развивать навыки рефлексии, которые способствуют пониманию: «Как я осмысляю себя в том, что я делаю: чему научился, чего достиг, что понял про себя, что хочу с этим всем делать дальше.
Эти навыки помогут ребёнку не только в моменте, но и во всей дальнейшей жизни.
Эти навыки помогут ребёнку не только в моменте, но и во всей дальнейшей жизни.
Подведём итоги
Надеюсь, теперь вы лучше понимаете, кто такой тьютор и чем он может быть полезен вашему ребёнку.
Конечно, результаты, описанные в статье, не случаются за одну-две встречи. Все они про внимательную и не спешную работу, эффект которой, как часто бывает в образовании, может быть отложенным.
Конечно, результаты, описанные в статье, не случаются за одну-две встречи. Все они про внимательную и не спешную работу, эффект которой, как часто бывает в образовании, может быть отложенным.
Но если вам важно, чтобы ребёнок постепенно пересаживался с пассажирского на водительское кресло в своей жизни — тьютор здесь отличный помощник.
Записывайтесь на бесплатную встречу-знакомство, где мы обсудим вашу ситуацию и то, как может выглядеть моя работа с ребёнком в вашем конкретном случае.
Подписывайтесь на мой телеграм-канал, где ещё больше полезных материалов для родителей о подростках и работе тьютора.