Один из частых запросов, с которыми я работаю – помощь подростку в выборе профессии.
Родители также нередко задаются вопросом: как помочь ребёнку выбрать профессию, что поможет в профориентации?
Об этом и пойдет речь в статье. Сначала более популярным языком. Потом расскажу, как с самоопределением детей работает тьютор.
Самоопределение — это процесс
Итак, первое основное и базовое – выбор профессии или самоопределение – это путь длиной в жизни.
Сейчас, как говорят разные эксперты, мы и современные дети в течение жизни в среднем до пяти раз будем менять профессию, и это новая норма.
Что из этого следует. Значимость выбора первой профессии ниже чем тогда, когда ее выбирали взрослые, которые сейчас родители подростков.
Сейчас, как говорят разные эксперты, мы и современные дети в течение жизни в среднем до пяти раз будем менять профессию, и это новая норма.
Что из этого следует. Значимость выбора первой профессии ниже чем тогда, когда ее выбирали взрослые, которые сейчас родители подростков.
Что делать, чтобы помочь ребенку с выбором?
Первое – знакомить с миром профессии и показывать, что вообще там есть.
В больших городах есть города профессий типа Кидсбурга, Кидзании, где можно разные профессии примерить на себя.
И в любом возрасте можно в этот процесс узнавания, а чем вообще люди занимаются, включать ребенка.
Родителям здорово объяснять детям, кем вы работаете и что делаете. Кем работают все родственники. Водить к себе на работу, если возможно и показывать процесс. Потому что 80% детей, подростков под словом работа понимают сидения в телефоне или из-за компьютером.
И в любом возрасте можно в этот процесс узнавания, а чем вообще люди занимаются, включать ребенка.
Родителям здорово объяснять детям, кем вы работаете и что делаете. Кем работают все родственники. Водить к себе на работу, если возможно и показывать процесс. Потому что 80% детей, подростков под словом работа понимают сидения в телефоне или из-за компьютером.
Вторая момент – пробовать саму деятельность, области знаний.
В младшей школа средней школе – супер классное время, чтобы как можно больше всего попробовать.
Не надо переживать, что ребенок берет по верхам и часто меняет занятия. Ключевая задача в выборе направления – как можно больше попробовать, примерить на себя.
Дети учатся действиями и деятельностью. Они не интеллектуальный выбор совершают, не рациональный, а деятельностный. От чего глаза горят, что нравится, где получается.
Родителям тоже имеет смысл узнавать вообще окружающий мир и что в мире профессий происходит. Есть разные карты профессий: Атлас современных профессий Сколково, британская школа дизайна в сфере дизайне сделала свою карту, есть карта профессий от Сбербанка.
И дальше в старшем подростковом возрасте добавляется уже рационально-интеллектуальный выбор. Куда я могу поступить, где профессиям учат, сколько баллов ЕГЭ надо набрать, какой конкурс и так далее.
Дети учатся действиями и деятельностью. Они не интеллектуальный выбор совершают, не рациональный, а деятельностный. От чего глаза горят, что нравится, где получается.
Родителям тоже имеет смысл узнавать вообще окружающий мир и что в мире профессий происходит. Есть разные карты профессий: Атлас современных профессий Сколково, британская школа дизайна в сфере дизайне сделала свою карту, есть карта профессий от Сбербанка.
И дальше в старшем подростковом возрасте добавляется уже рационально-интеллектуальный выбор. Куда я могу поступить, где профессиям учат, сколько баллов ЕГЭ надо набрать, какой конкурс и так далее.
Сюда же насколько реально мне подходит то, о чем я узнал раньше. И не будет ли сидение по 8 часов за компьютером, если я хочу в IT для меня пыткой на самом деле. Тут нужно пробовать реальную деятельность, связанную с выбором: пойти на кружок, пройти онлайн-курс, съездить в тематический лагерь, летом поискать стажировки.
Как с самоопределением подростков работает тьютор

1) Кейсы с подростками по выбору профессии начинаются с запроса:
Если похожие мысли начали интересовать подростка, то приходите за поддержкой к тьютору.
- Хочу выбрать профессию
- Хочу выбрать специальность в вузе
- Хочу найти своё, куда захочу вкладываться
Если похожие мысли начали интересовать подростка, то приходите за поддержкой к тьютору.
2) На старте мы набираем столько идей и версий, сколько подросток в принципе готов рассмотреть.
Для этого через разные упражнения я помогаю ребёнку собирать знания о себе: интересы, способности, цели, ценности, приоритеты. Расширяя список версий о том, чем можно заниматься.
После каждого блока мы думаем: какая еще профессия может подойти ребёнку, исходя из того, что он узнал про себя.
Для этого через разные упражнения я помогаю ребёнку собирать знания о себе: интересы, способности, цели, ценности, приоритеты. Расширяя список версий о том, чем можно заниматься.
После каждого блока мы думаем: какая еще профессия может подойти ребёнку, исходя из того, что он узнал про себя.
3) Следующим шагом мы нарабатываем критерии выбора, которые помогут понять:
Например, мы можем рассматривать гипотезы через призму:
Версии, оставшиеся после прогона по критериям, мы рассматриваем более подробно.
- как мне выбирать из текущих вариантов?
- как отказываться от менее подходящих?
Например, мы можем рассматривать гипотезы через призму:
- формата работы
- нужных специалисту знаний
- уровня заработной платы
- разнообразия рабочих задач
- времени на обучение профессии
- возможностей карьерного роста
Версии, оставшиеся после прогона по критериям, мы рассматриваем более подробно.
4) На этом этапе я нахожу представителя профессии для интервью, чтобы ребёнок прояснил сомнения и получил ответы на свои вопросы о том:
- как устроена профессия в реальности
- как выглядит рабочий день специалиста
- к чему нужно быть готовым, если я делаю такой выбор
5) Также мы намечаем список проб и экспериментов. Это может быть стажировка, тематический лагерь, онлайн курсы, самостоятельное изучение сферы и т.п.
Что в итоге удаётся сделать в процессе работы:
Такая работа занимает 10-15 сессий в зависимости от начальной точки подростка в вопросе профессионального самоопределения и темпа ребёнка.
- определиться с тем, чем заниматься (сфера/специализация/профессия);
- лушче разобраться с тем, а какой я;
- учиться принимать самостоятельные решения и делать аргументированный выбор
Такая работа занимает 10-15 сессий в зависимости от начальной точки подростка в вопросе профессионального самоопределения и темпа ребёнка.
Если вам откликается то, что я описал в статье, но вам самостоятельно трудно помочь ребенку разобраться с его профориентацией, то вы можете обратиться ко мне за поддержкой.
Я помогу подростку лучше узнать себя, познакомиться с интересными ему профессиями [или определить их] и сделать выбор профессиональной сферы более ясным и аргументированным.
О том, что еще поможет родителям лучше понять своего ребёнка и помочь ему разобраться с важными подростковыми вопросами, пишу у себя в телеграм-канале. Подписывайтесь!
Я помогу подростку лучше узнать себя, познакомиться с интересными ему профессиями [или определить их] и сделать выбор профессиональной сферы более ясным и аргументированным.
О том, что еще поможет родителям лучше понять своего ребёнка и помочь ему разобраться с важными подростковыми вопросами, пишу у себя в телеграм-канале. Подписывайтесь!