Написал лонгрид для тех, кто хочет разобраться, как изменилось образование и на что можно опираться детям, чтобы активно действовать в новой образовательной парадигме.

Как и для чего работала школа раньше?
Что сегодня находится во главе угла в массовой в школе? Я бы сказал – передать ученикам «стандартные» знания и образцы культуры, которые выделяются как главные на текущем историческом отрезке.
Как это было 17 веке, когда Ян Каменский придумал классно-урочную систему? Да в основе своей так же. Ведь надо было решать задачу массового образования: возделывать «среднего» человека для обеспечения нужд государства.
Почему это тогда (и в сущности до еще относительно недавнего времени) работало? Потому что практически вся будущая деятельность человека была известна заранее и главной задачей было передать опыт действия в стандартных ситуациях.
Вот и получается, что школа работала по простой логике: учим всех одинаково, даём единый набор знаний – и этого достаточно, чтобы поступить в вуз и найти работу. Мир был предсказуемым, а успешность зависела от того, как хорошо ты освоил стандартную программу.
Как это было 17 веке, когда Ян Каменский придумал классно-урочную систему? Да в основе своей так же. Ведь надо было решать задачу массового образования: возделывать «среднего» человека для обеспечения нужд государства.
Почему это тогда (и в сущности до еще относительно недавнего времени) работало? Потому что практически вся будущая деятельность человека была известна заранее и главной задачей было передать опыт действия в стандартных ситуациях.
Вот и получается, что школа работала по простой логике: учим всех одинаково, даём единый набор знаний – и этого достаточно, чтобы поступить в вуз и найти работу. Мир был предсказуемым, а успешность зависела от того, как хорошо ты освоил стандартную программу.
Но сейчас эта схема уже не работает
Будущее больше не похоже на ровную траекторию от школьной скамьи до работы. Никто не знает, в каком мире будут жить нынешние подростки даже через 5-10 лет. Поэтому сейчас важно не просто знать, а уметь применять знания в ситуации неопределенности. Не ждать, пока знания дадут, а самому их добывать и использовать для своих целей.
Почему детям все сложнее учиться?
Мотивировать подростков учиться ради того, чтобы просто «учиться для будущего» вряд ли получится. У них вокруг слишком много примеров, что можно стать успешным без знания Пушкина или таблицы Менделеева (а общую грамотность при необходимости подтянуть недолго).
К необходимости учиться подталкивают родители и учителя: «это важно», «надо», «без этого никуда». Но просто внешней мотивации уже тоже не достаточно.
Что действительно работает — это внутренняя мотивация, когда подросток понимает, зачем это ему нужно лично.
К необходимости учиться подталкивают родители и учителя: «это важно», «надо», «без этого никуда». Но просто внешней мотивации уже тоже не достаточно.
Что действительно работает — это внутренняя мотивация, когда подросток понимает, зачем это ему нужно лично.
Как её развивать?
Найти опору внутри человека. А что есть внутри ребенка? Точно есть заложенные в него природой:
Они есть всегда, нужно только научиться их замечать, «включать» и использовать для для проб и экспериментов в том, что интересно. А отсюда недалеко уже и до работы по учебной программе.
И главное — образовательная среда должна быть шире школы. Теперь образование происходит не только за партой, но и через онлайн-курсы, проекты, стажировки, мастер-классы, волонтёрство.
- интересы
- склонности
- потребности
- зачатки талантов
Они есть всегда, нужно только научиться их замечать, «включать» и использовать для для проб и экспериментов в том, что интересно. А отсюда недалеко уже и до работы по учебной программе.
И главное — образовательная среда должна быть шире школы. Теперь образование происходит не только за партой, но и через онлайн-курсы, проекты, стажировки, мастер-классы, волонтёрство.
Какую роль здесь играет тьютор?
Тьютор — это значимый взрослый и проводник, который помогает ребёнку:
- Заметить свои интересы
- Понять, что у него получается
- Перевести это в конкретные возможности: какие кружки попробовать, какие курсы пройти, какие проекты начать
- Собрать из этого свой образовательный маршрут
Сейчас все более явно становится, что необходимо не только всех детей учить по-разному (индивидуальный подход), но и всех учить разному (принцип индивидуализации). Тому, что развивает природный талант и максимально эффективно позволяет человеку раскрыться, реализовать свой потенциал и как итог стать счастливым.
Все это не готовая инструкция, а путь, который ребёнок прокладывает сам — с поддержкой взрослого, который не учит, а помогает разобраться в себе и поле образовательных возможностей.
Тьютор сопровождает ученика, а не ведет за собой. Он работает не в установке «Делай, как я сказал», а «Делай сам, я помогу».
И тогда, когда подросток видит, что его интересы и склонности могут быть опорой для учёбы и будущего, появляется энергия для действий.
Все это не готовая инструкция, а путь, который ребёнок прокладывает сам — с поддержкой взрослого, который не учит, а помогает разобраться в себе и поле образовательных возможностей.
Тьютор сопровождает ученика, а не ведет за собой. Он работает не в установке «Делай, как я сказал», а «Делай сам, я помогу».
И тогда, когда подросток видит, что его интересы и склонности могут быть опорой для учёбы и будущего, появляется энергия для действий.
Подводя итоги
Новая образовательная парадигма — это не просто другие методы обучения, а совсем другая логика.
Любое образование – только инструмент, а не самоцель. Целью должен стать человек. В центре образования — уникальность каждого ребёнка.
А тьютор — тот, кто помогает эту уникальность увидеть и сделать из неё точку опоры для выбора своего пути.
Любое образование – только инструмент, а не самоцель. Целью должен стать человек. В центре образования — уникальность каждого ребёнка.
А тьютор — тот, кто помогает эту уникальность увидеть и сделать из неё точку опоры для выбора своего пути.
Подписывайтесь на мой телеграм-канал, где ещё больше полезных материалов для родителей о подростках, современном образовании и работе тьютора.
Если вам откликаются идеи статьи, и вашему ребёнка нужна поддержка в вопросах выбора профессии после школы, поиска учебной мотивации или устойчивых интересов для проб и экспериментов — давайте знакомиться.
Оставьте заявку на бесплатную встречу-знакомство на моём сайте.
На 30-минутном звонке:
1️⃣ Мы обсудим вашу ситуацию, и я расскажу, как будет проходить работа
2️⃣ Отвечу на ваши вопросы
3️⃣ Вы получите персональную пользу под вашу ситуацию уже на встрече
Оставьте заявку на бесплатную встречу-знакомство на моём сайте.
На 30-минутном звонке:
1️⃣ Мы обсудим вашу ситуацию, и я расскажу, как будет проходить работа
2️⃣ Отвечу на ваши вопросы
3️⃣ Вы получите персональную пользу под вашу ситуацию уже на встрече